Пояснительная записка к законопроекту о возвращении штрафа за превышение скорости на 10 км/ч
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) подготовлен с целью введения ответственности водителей транспортных средств за превышение установленной скорости движения в населенных пунктах свыше 60 километров в час.
Федеральным законом от 23.07.2013 No 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» с 01.09.2013 в Российской Федерации была отменена административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 12.9 «Превышение установленной скорости движения» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая ранее содержала следующую формулировку:
Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину не менее 10, но не более 20 километров в час -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
В настоящее время часть 1 данной статьи утратила силу.
Однако плохое качество дорожного покрытия, недостаточное количество скоростных трасс, большое число наземных пешеходных переходов и прочие факторы не позволяют водителям безопасно двигаться на высоких скоростях. Идея повышения скоростного режима не увязана с наличием нерегулируемых пешеходных переходов на скоростных и многополосных дорогах.
Значительная часть водителей транспортных средств стала сознательно нарушать правила дорожного движения, понимая свою безнаказанность. В результате скорость транспортного потока на территории населенных пунктов возросла с 60 до 80 км/ч, что в случае наезда на пешехода гарантирует его гибель. Даже при скорости автомобиля в 45 км/ч погибает 50 процентов пешеходов, остальные получают тяжелые увечья.
Согласно данным МВД, в России ежегодно в ДТП погибает порядка 27 тысяч человек, а ущерб от всех ДТП составляет порядка 2,5 процента валового национального продукта. За последние 5 лет ущерб экономике от ДТП составил порядка 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо с объемом расходов на здравоохранение за тот же период.
Каждым четвертым ДТП является наезд на пешехода, и таких ДТП ежегодно совершается порядка 70 тысяч. При этом в крупных городах на ДТП с участием пешеходов приходится до половины всех аварий. Принципиально отметить, что 86 процентов таких аварий происходит по вине водителей, причем треть всех ДТП с пешеходами происходит в зоне пешеходных переходов. В последние годы существует тенденция к росту числа наездов на пешеходов в зоне переходов. Так, в 2012 году этот показатель вырос на 6 процентов, достигнув 17,8 тысячи случаев.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения Россия лидирует в Европейском регионе по смертности от дорожно-транспортного травматизма. На 100 тысяч населения приходится 25,2 смерти, что вдвое превосходит средний уровень по Европейскому региону. Принципиально, что это происходит в условиях относительно низкого уровня автомобилизации населения. В пересчете на число транспортных средств в России аварийность в 6-7 раз выше, чем в странах ЕС.
За период с 1 января по 31 августа 2013 года на территории Ивановской области зарегистрировано 273 наезда на пешеходов, в результате которых погибли 20 и 268 человек получили ранения различной степени тяжести. Из данного количества происшествий 92 ДТП зарегистрировано на пешеходных переходах. В них погибли 6 и ранены 88 человек.
После внесения поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в период с 1 сентября 2013 года по 31 марта 2014 года зарегистрировано 374 (+37,0 %) факта наездов на пешеходов, в которых погибли 33 (+65,0 %) и ранены 364 (+35,8 %) человека. В том числе на пешеходных переходах зарегистрировано 188 ДТП (+104,0 %), в которых 15 человек погибли (+150,0 %) и 189 (+115 %) получили ранения.
Увеличение скоростного режима наиболее критично для населенных пунктов. Так, удельный вес ДТП с участием пешеходов на территории населенных пунктов Ивановской области за сравниваемые периоды, соответственно за 9 и 6 месяцев, увеличился с 74,3 процента до 78,4 процента. Наиболее целесообразным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать введение ограничения скорости на территории населенных пунктов.
По мнению Ивановской областной Думы, принятие законопроекта положительно отразится на повышении безопасности дорожного движения.