Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги.3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Из дел об административных правонарушениях, предусматривающих лишение права управления транспортными средствами, чаще всего водителей привлекают по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ. Далеко не всегда действия инспектора ДПС являются законными, а действия водителя – правильно квалифицированными. Более того, в соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 года (с изменениями от 11 ноября 2008 года), по частям 3 и 4 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать только прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.
Непосредственно Правилами дорожного движения РФ такой запрет установлен в следующих случаях:
а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;
б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);
в) запрещен обгон в соответствии с п.11.4 ПДД РФ:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);
д) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (п.8.6 ПДД).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 г. № 23, нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которое повлекло выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 или части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эти нормы являются специальными по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1.
Таким образом, выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, прямо запрещен перечисленными пунктами ПДД РФ, а также рядом дорожных знаков и разметкой 1.1, 1.3. Указание в разделе описания нарушения в протоколе об административном правонарушении иных пунктов и знаков не свидетельствует о нарушении, которое можно было бы квалифицировать по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Зачастую инспектор ДПС не указывает конкретных пунктов ПДД РФ, которые были бы нарушены водителем, ограничиваясь указанием на п.1.3 ПДД РФ. Диспозиция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает, что в административном порядке преследуется лишь такой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, который сопряжен с нарушением Правил дорожного движения. Подобное описание события правонарушения нельзя признать отвечающим требованиям закона. Пункт 1.3 ПДД РФ является общей нормой и гласит, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Как видно из приведенного текста, п. 1.3 ПДД РФ не содержит каких-либо запретов выезда «на полосу, предназначенную для встречного движения». Такие запреты (либо необходимость соблюдения предписаний в движении при управлении автомобилем) содержатся в других пунктах Правил и Приложениях к Правилам. Не указание этих пунктов Правил дорожного движения в протоколе об административном правонарушении свидетельствует об отсутствии события правонарушения.
Кроме того, зачастую инспектор ГИБДД неверно излагает в описании нарушения диспозицию ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, забывая включить в описание формулировку «за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи», а также указывает пункты ПДД, нарушение которых не может произойти одновременно.
Особое внимание следует обратить на место нарушения, указанное в протоколе об административном правонарушении и сравнить его с фактическим, а также с местом нарушения, указанным в схеме (если таковая составлялась). Диспозиция ч.4 ст.12.15 КоАП РФ предусматривает ответственность исключительно за «выезд на полосу, предназначенную для встречного движения», но не за само движение по этой полосе дороги. Следовательно, момент выезда должен быть определен точно и достоверно, с ювелирной точностью. Моментом выезда обычно является момент пересечения линии разметки 1.1., 1.3, либо линии установки дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» (в случае въезда на дорогу с односторонним движением во встречном направлении).
При этом следует проверить, действительно ли в месте нарушения, указанном инспектором в протоколе об административном правонарушении, запрещен выезд на полосу, предназначенную для встречного движения. Варианты неверного указания места нарушения могут быть разными.
1. Инспектор в протоколе об административном правонарушении указал в качестве места нарушения «5-й километр Морского шоссе». Тем самым инспектор дал Вам возможность расценивать это место либо как точку «ровно 5-й километр», либо как любую точку на протяжении с точки «5-й километр» до точки «6-й километр». Не поленитесь выехать на место нарушения и проверить, а действительно ли на всем протяжении с 5-го до 6-го километра запрещен выезд на «встречку»? Наверняка выезд запрещен не на всем протяжении километра, а значит точное место нарушения инспектором не определено и сомнение неустранимо. Подтвердить факт того, что выезд на «встречку» в указанном инспектором месте не запрещен, можно путем запроса в организацию, обслуживающую данный участок дороги с просьбой предоставления схемы участка.
2. Инспектор в протоколе об административном правонарушении указал в качестве места нарушения «5-й километр +100 метров Морского шоссе». В этом случае инспектор указывает точное место. Но запрещен ли маневр, связанный с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в этом конкретном месте – нужно проверять. Очень часто инспектор ошибается.
3. Инспектор в протоколе об административном правонарушении указал в качестве места нарушения «ул.Ленина, д.3», инкриминируя выезд на дорогу с односторонним движением во встречном направлении под «кирпич». Следует проверить: действительно ли знак 3.1 установлен у этого дома? И если да, то не установлен ли знак 5.6. «Конец дороги с односторонним движением» таким образом, что Вы могли проехать знак 3.1., но не доехать до знака 5.6? И собственно присутствует ли на этой улице знак 5.5.? А если знак 3.1 на самом деле установлен у д.1 по ул.Ленина, то Вы никак не могли нарушить его у дома 3.
Также необходимо проверить, указано ли в протоколе направление Вашего движения? Ведь режим движения в разных направлениях может быть разным, а также проверить, а существует ли вообще место с таким названием? Дома 3 по ул.Ленина может не существовать (например, если он числится по другой улице), а Морское шоссе официально может носить совсем другое название. В обоих случаях место нарушения не установлено, что является существенным недостатком протокола.
Во многих случаях можно строить линию защиты на переквалификации дела на ст.12.16 КоАП РФ. Например, если Вы начали обгон на прерывистой разметке 1.5, а закончили на сплошной разметке 1.1., то в Ваших действиях будет состав правонарушения лишь по ч.1 ст.12.16 КоАП РФ. Так же должен квалифицироваться въезд под знак 3.1, если встречное движение в принципе отсутствует (например, перекопана дорога), либо если отсутствует знак 5.5., либо если Вы остановились, не доезжая до знака 5.6.
Не будет являться нарушением, квалифицируемым по ч.3 ст.12.16 КоАП РФ и случай выезда в направлении, противоположном указанию знака 5.7.1 (5.7.2) в отсутствие знака 3.1. Знак 5.7.1, в соответствии с п.5.6.8 Национального стандарта РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст (ГОСТ Р 52289-2004), устанавливают перед всеми боковыми выездами на участок дороги, обозначенный знаком 5.5. Таким образом, этот знак свидетельствует лишь о том, что участок дороги, расположенный после поворота в направлении, указанном знаком, является односторонним и обозначен знаком 5.5, но ничего не говорит водителю о том, как организовано движение на противоположном участке дороги. В соответствии с п.5.4.2. того же Национального стандарта, дорожный знак 3.1. «Въезд запрещен» устанавливают, в частности, на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. Таким образом, только этот знак, а не знак 5.7.1 (5.7.2), запрещает движение во встречном направлении по дороге, обозначенной знаком 5.5., и только его нарушение может повлечь привлечение к ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
Если Вам инкриминировано нарушение требований дорожных знаков, следует проверить, установлены ли эти знаки в соответствии с действующим законодательством. Так, в соответствии с п.4.3 Национального стандарта РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.», утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст (ГОСТ Р 52289-2004), дорожные знаки размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых предназначены и не были закрыты какими-либо препятствиями, в т.ч. зелеными насаждениями. Также имеет значение высота установки знаков, их порядок расположения на одной стойке, расстояние до края проезжей части.
Точно так же и при нарушении требований разметки следует проверить, соответствует ли эта разметка требованиям законодательства. К примеру, Вы не можете нести ответственность за нарушение разметки 1.1., если предшествующая ей разметка 1.6 имеет недостаточную длину (менее 100 метров вне населенного пункта, менее 50 метров в населенном пункте).
Одним из излюбленных методов инспекторов ДПС является инкриминирование обгона в зоне ограниченной видимости. Однако при этом они обычно забывают и не учитывают, что в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» установлено минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при определенной скорости. С использованием данной таблицы мнение инспектора о якобы ограниченной видимости можно успешно опровергнуть.